ФИП инфекционный перитонит кошек

ФИП, инфекционный перитонит кошек

Инфекционный перитонит кошек (FIP — feline infectious peritonitis) — это летальное заболевание всех кошачьих (как домашних, так и диких), вызываемое мутированным коронавирусом кошек. Болезнь имеет хроническое и подострое течение, а также две основные формы: экссудативную и сухую. Как правило, без своевременного лечения обе формы заканчиваются смертельным исходом: данное заболевание резко сокращает продолжительность жизни кошки до нескольких недель.

1

Возбудитель

Возбудителем является мутированный коронавирус кошек — вирус инфекционного перитонита. Около 90% кошек серопозитивны по коронавирусному энтериту кошек, однако его мутация в инфекционный перитонит происходит только в 10% случаев. Заражению подвержено все семейство кошачьих, независимо от пола и породы. Однако более часто заболевание настигает молодых животных до 1 года.

2

Предрасполагающими факторами для развития заболевания являются:

• скученное содержание, нарушение гигиены и условий содержания
  • частые стрессы, понижающие иммунитет

Основные пути передачи:

• алиментарный
  • от матери к плоду
  • при вязке

Клинические признаки

Различают две формы инфекционного перитонита кошек: влажную (экссудативную) и сухую (пролиферативную). Инкубационный период в первом случае длится около двух недель, во втором — более трех. Кошки, находящиеся на домашнем содержании, болеют именно первой формой.

Симптомы экссудативной формы:

• снижение активности, отсутствие интереса к играм, вялость, лихорадка
  • увеличение брюшной полости (живота) в объеме вследствие скопления выпота (до 1 литра)
  • помимо асцита, жидкость может скапливаться в других полостях и тканях (мошонке, сердечной сумке)
  • болезненность при пальпации брюшной стенки
  • слизистые оболочки становятся желтыми

Скопление жидкости в полостях и органах объясняется вовлечением в патологический процесс кровеносных сосудов. Их проницаемость увеличивается, потому происходит обильное образование выпота.

3

Симптомы пролиферативной формы:

• резкое ухудшение общего состояния, лихорадка
  • сильное истощение
  • офтальмологические проблемы (поражение глаз)
  • выход из строя центральной нервной системы (возникновение параличей)

4

Диагностика

Постановка диагноза на сегодняшний день затруднительна. Наиболее эффективным является метод ПЦР-диагностики. Также проводят исследование выпота из брюшной полости. Точный диагноз возможно установить только посмертно.

Лечение и вакцинация

До недавнего времени считалось, что специфического лечения не существует. Однако в 2018 году на искусственно зараженных кошках была проверена активная противовирусная форма нуклеозида GS-441524. У всех испытуемых кошек возникла стойкая ремиссия (более 8 месяцев) и только у двух из них случился рецидив.

5

В нашей клинике мы обеспечиваем поддерживающее симптоматическое лечение, улучшающее качество жизни питомца. С этой целью используются кортикостероиды, противовирусные и иммунодепрессивные препараты. Благодаря им удается избавить животное от страданий и продлить ему жизнь.

Иммунизация осуществляется единственной на сегодняшний день вакциной против инфекционного перитонита кошек — Примуцелом. Вводится через носовой ход. Иммунный ответ появляется через месяц (при условии двукратного введения вакцины) и сохраняется в течение года. Однако было установлено, что иммунитет после вакцины обладает слабой выраженностью. Организм вакцинированной кошки сможет справиться с малой дозой вируса, а вот при высоких концентрациях наступит заражение.